Этим вопросом задаются все, кто задумал создать новый сайт. Спрашивать об этом можно многих — знакомых с уже работающими сайтами, специалистов-разработчиков, консультантов в веб-студиях, фрилансеров и просто технически «подкованных» людей. Но, к сожалению, вариантов ответов будет очень много, вы даже не представляете сколько нового и непонятного вы услышите. В Сети можно найти массу обсуждений этой темы, множество предлагаемых вариантов, но нет единственно правильного. Потому, что много «хочу» у заказчиков сайтов и намного меньше адекватных предложений существует на рынке. Для каждой задачи, поставленной заказчиком, может подходить свой движок. И, насколько разные стоят задачи, настолько сильно может отличаться оптимальное предложение. В этой статье мы не будем углубляться в тонкости создания сайтов, но попытаемся проанализировать доступные решения, понять принципы рынка и дать советы — в простом и понятном изложении, без рекламы.
Для начала давайте определимся с терминологией, которая часто может испугать и вообще отбить желание разбираться в вопросе. «Движок» — это программа, которая устанавливается на сервер в Интернете и обеспечивает работу вашего сайта. Очень часто встречается термин CMS (Content Management System) — система управления наполнением и структурой сайта — это синоним «движка». Среди задач такой программы — позволить хозяину сайта внести нужную информацию на сайт, а потом дать возможность посетителям в любое время суток получить эту информацию. Поэтому «движок» обычно, кроме общедоступной части, имеет интерфейс администратора («админка») — закрытую на пароль зону сайта, в которой происходит наполнение сайта контентом — текстами, картинками, новостями, товарами и т.д. Сложность и функционал «админки» напрямую зависит от поставленных перед сайтом задач — редкого и простого добавления новостей или постоянного обновления каталога товаров с описаниями, фотографиями, ценами и советами.
Движки делятся на готовые бесплатные (скачал и установил), готовые платные (купил, скачал и установил), предлагаемые разработчиками (купил, подождал пока разработают, можно пользоваться). Готовых бесплатных движков существует обширное множество — обычно это универсальные решения для большинства типовых задач. К таким универсальным движкам еще можно найти массу «плагинов» — дополнительных модулей для каких-то конкретных целей — например, плагин фотогалереи, плагин SEO (поисковой оптимизации), или даже плагин интернет-магазина.
Иногда от разработчиков можно услышать мутное слово «фреймворк» (framework, англ.). Это уже более высокий пилотаж. Это явление представляет собой некоторую библиотеку программных функций, при помощи которых можно «собирать» движки. Обычно используется программистами для создания индивидуального решения для клиента. Позволяет относительно быстро создавать функциональные CMS (в сравнении с созданием «с нуля»), а потом так же гибко и оперативно вносить изменения и развивать проект. Из недостатков — требует от разработчиков более высокой квалификации, что выливается в стоимость проектов. На рынке существует всего несколько (до 10) популярных фреймворков с документацией для разработчиков и достойной поддержкой среди них.
Практически у каждой профессиональной веб-студии или опытного фрилансера на вооружении есть собственно разработанный движок. Связано это больше с предпочтениями и профессионализмом специалистов и желанием сделать «своё, потому что это проще, чем разбираться в чужом». Иногда разработчики берут какой-то популярный движок или фреймворк и дорабатывают его как считают нужным. И не секрет, что, обратившись в другую компанию-разработчика с необходимостью доработать сайт, вам скорей всего предложат полностью переделать ваш сайт, на другом движке — будьте готовы к этому.
Кроме выбора и установки самого движка, вам еще прийдется позаботиться об адресе сайта (доменное имя, домен) и «хостинге» — услуге размещения вашего сайта на сервере в Интернете. Технически это всё разные вещи (сайт, домен и хостинг), но часто их могут предлагать совместно.
Итак, теперь об основном — как выбрать движок? Что вам могут предложить и что лучше?
Если вы создаете сайт впервые и его функционал довольно простой, то смотрите в сторону решения на бесплатном движке. Понятно, что совсем бесплатно сделать сайт вряд ли получится, нужно, как минимум, купить доменное имя с хостингом и оплатить услуги человека, который вам установит эту бесплатную версию. В качестве хорошего старта можно посоветовать движки CMSimple, WordPress, а при выборе конструктора сайтов uCoz вам даже не нужно заботиться о хостинге — он уже включен (но взамен на показ рекламы).
Если стоит задача создать серьёзный корпоративный сайт, то нужно довериться какому-то разработчику. Каждая веб-студия или фрилансер вам будут предлагать разные движки, каждый из которых решает вашу проблему, но каждый по-своему. Перед тем, как соглашаться на то или иное решение, попросите продемонстрировать админку подобного сайта, разработанного этой компанией, чтобы примерно представлять результат. Всегда оценивайте простоту работы с админкой. Имейте в виду, что, скорее всего, наполнять сайт будете не лично вы, а какая-то девушка из PR-отдела — сможет ли она управлять сайтом? Некоторые движки имеют интуитивно понятные админки, в которых разберется без инструкции любой среднестатистический пользователь компьютера. Но бывает и наоборот — тогда спрашивайте инструкции или задумайтесь о другом продукте.
Если вы создаёте интернет-магазин, то советуем обратить внимание именно на магазинные движки — это системы, специально ориентированные на интернет-торговлю, в них обычно есть все для этого. Не стоит брать универсальный движок и прикручивать к нему плагин интернет-магазина, а то получится «джип с ковшом» вместо требуемого экскаватора. Универсальные движки всегда громоздкие, медленные, довольно неповоротливы и непросты в управлении. Также просите разработчиков показать примеры уже созданных ими магазинов и их админки. Не ведитесь на очень широкий функционал предлагаемой админки, большую часть этих функций вы не будете использовать, но в то же время он замедляет ваш магазин. Обращайте внимание на удобство работы с каталогом товаров — насколько удобно обновлять цены и остатки, организовывать акции — в основном этим и будет заниматься менеджер интернет-магазина и от этого напрямую зависит его оперативность.
Отдельно стоит отметить интернет-магазины и порталы с высокой нагрузкой — когда посещаемость вашего ресурса уже считается тысячами посетителей в день. Чтобы сэкономить в будущем на обслуживании сайта, стоит задуматься еще на этапе его создания о надежности и оптимизации. В этом случае просите разработчика привести примеры их работающих движков с высокой посещаемостью и оценки стоимости «содержания» таких сайтов. Очень часто приходится оптимизировать движки для того, чтобы они стабильно работали при высокой посещаемости, если это не было предусмотрено изначально при проектировании сайта.
Еще одной из главных особенностей движков является их принятие поисковыми системами (SEO). После того, как сайт запущен, его должны «полюбить» поисковики Google и Яндекс, иначе рискуете остаться без посетителей. Поэтому всегда спрашивайте разработчика о том, какие средства есть в его движке для SEO, предоставляет ли он комплекс услуг по продвижению сайта, какие успешные примеры раскрутки своих сайтов он может привести.
Ну а в целом желаем вам, как владельцам сайтов, меньше времени тратить на подобные технические вопросы, а больше концентрироваться на успехе ваших услуг, товаров или бренда в целом. Ведь если ваш товар/услуга не стоит внимания, то не важно на каком движке работает сайт и чего вам это стоило.